Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Обучение младших школьников оптимальному чтению/

Обучение младших школьников оптимальному чтению

Наше общество стремительно движется вперёд. В условиях информационных технологий  и постоянного усложнения научно - технических проблем, решаемых специалистами всех отраслей знания, читать нужно всё больше и больше. Поэтому детей необходимо научить обрабатывать информацию, решать практические задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, происходящих в обществе.

В начальных классах закладывается фундамент успешного учения на последующих этапах обучения. Приоритетная цель начальной школы – развитие личности школьника, научить его учить себя самого, направить процесс на развитие учебной деятельности учащихся.

    Задача школы – обеспечить каждому ученику умение читать, подготовить из ребенка читателя. Чтение - главный общеучебный навык, способствующий общему развитию личности и успешности ребёнка в обучении на всех ступенях школы. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Более других влияет на успеваемость скорость чтения. Между скоростью чтения и успеваемостью учащихся существует прямая связь. Так, среди быстро читающих учащихся на «хорошо» и «отлично» учатся 53%, а среди медленно читающих – только 4%.

    Скорость чтения, техника чтения зависят  от факторов, заложенных в психических особенностях ребёнка, которые мешают ему освоить оптимальное чтение:

 

1.Неправильное дыхание.

2.Плохая артикуляция звуков.

3.Плохая память.

4.Неразвитое поле зрения.

5.Неразвитая антиципация.

6.Невысокий интеллект.

7.Отсутствие культуры чтения в семье.

 

     Поэтому учителю крайне важно применять в работе по обучению чтению комплекс систематических упражнений, которые помогут устранить дефекты и добиться результативности при обучении оптимальному чтению.

Известный психолог Л.С. Выгодский писал: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности понимание читаемого текста тем полнее, чем быстрее читает ребёнок». Следовательно, необходимо ребёнка научить читать в оптимальном для него темпе.

Оптимальное чтение- чтение в темпе разговорной речи – 120 - 300 слов в минуту вслух и 400 - 450 слов в минут – чтение про себя. Если в 1 классе основное учебное время занимает слушание и чтение вслух, то в дальнейшем по мере овладения быстрым чтением увеличивается доля чтения молча (от 10 - 15% в 1 классе до 80 - 85% в 4 классе). Чтение – это работа. Быстрое чтение - работа более производительная и эффективная. Во время быстрого чтения мы ведём глазами по тексту от начала до конца. Оно вовлекает в этот процесс сознание и удовлетворяет нашу потребность в ясном понимании прочитанного. При многократном предъявлении информации в скоростном режиме возникает эффект сверхзапоминания, позволяющий человеку за короткое время запомнить большие объёмы информации.

Развитие навыка чтения проходит несколько этапов:

1. Первый способ - артикуляция или проговаривание вслух того, что читаешь. Скорость такого чтения невелика.

2. Второй способ чтения - чтение про себя, при котором речевой процесс проявляется в форме внутренней речи. Скорость чтения более быстрая.

3. Наиболее совершенный способ чтения – тоже молча, в условиях максимального сжатия внутренней речи.

У начинающего читателя понимание текста отстает от его восприятия, понимание происходит не одновременно с чтением, а следом за ним. Именно поэтому в процессе чтения учащиеся часто опираются на смысловые догадки.

Для освоения техники быстрого чтения нами используются  семь золотых правил быстрого чтения О.А. Андреева, Л.Н. Хромова, развивается оперативная память, устойчивое внимание.

Семь золотых правил быстрого чтения.

          Первое – читать без регрессий. Регрессии при чтении - повторно читаемый участок строки.  Правило: глаза бегут легко и свободно только вперёд. Текст любой трудности читать только один раз, возвратные движения глаз (регрессии) недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно ещё раз прочитать текст, если в этом возникла необходимость.

    Второе - читать по интегральному алгоритму чтения. Чтобы читать быстро, надо читать по интегральному алгоритму чтения. Алгоритм – это совокупность, каких – либо действий. Алгоритм чтения определяет последовательность мыслительных действий при восприятии текста. Прежде всего, необходимо запомнить все его блоки: название, автора, источник, проблему, факты, особенности, новизну.

   Третье - всегда выделять доминанту - основное смысловое значение текста. При анализе текста надо вначале выделять ключевые слова, затем строить смысловые ряды и сформировать доминанту: ключевые слова - смысловые ряды - доминанта – значение.

Четвёртое – читать без артикуляции. Артикуляция замедляет чтение. Чтобы читать быстро, надо читать молча.

 Пятое – читать вертикальным движением глаз. Специалистам удалось разработать упражнения, которые значительно расширяют поле ясного видения. Для расширения поля ясного видения используются цифровые таблицы Шульте (приложение № 1). При работе с ними, надо концентрируя взгляд в центре таблицы, увидеть её всю целиком и найти все видимые цифры по порядку за 25 секунд. Каждая таблица представляет собой квадрат 20 х 20 см, разграфлённый на 25 ячеек с вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до 25.

Шестое – постоянно развивать своё внимание и память. Высокая степень сосредоточенности внимания называется его концентрацией. От концентрации внимания зависит и успех быстрого чтения.

Седьмое – выполнять ежедневно обязательную норму: читать 10-50 страниц любой книги.

    Комплексы упражнений для обучения оптимальному чтению.

 

1.Элементы дыхательной гимнастики.

2.Ритмичные упражнения вдох-выдох.

3. Чтение на одном дыхании как можно больше слов.

4.Длительное произношение определенного звука.

5.Чтение слогового блока из двух и трех предложении.

 

Виды чтения на уроке

 

1. Чтение вслух учителем

2. Чтение хором

3. Чтение буксир-даётся образец

4. «Жужжащее» чтение

5. Только артикуляция губами

6. «Молния» на время, кто больше прочтет за определенное время

7. Игра «Исправь ошибку» учитель читает намеренно, заменяя слова.

8. Игра «Прятки» .Ищут место в тексте, где читает учитель . Начинают читать за учителем вслух.

9. «Финиш» Дочитать до определенных мест и выполнить задачи.

10. «Фото глаз» Блок слов и предложений открывается на 30 сек. Дети читают – и блок закрывается.

11. Проверка сознательности чтения - подготовить ответы на вопросы по содержанию.

12. Чтение со звуковыми помехами (при звучании музыки).

13. Чтение «Спринт»- небольшие отрывки текста дети начинают читать одновременно на скорость.

14. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

15. Нахождение по данному началу всего предложения.

16. Нахождение в тексте самого длинного слова.

17. Нахождение, пометка непонятных слов.

 

Важны:

- ежеурочные пятиминутки чтения;

-ежедневные зрительные диктанты;

-для расширения поля чтения использовать таблицы Шульте;

-систематический замер и самозамер техники чтения

- чтение по ролям, инсценирование, чтение по цепочке, устное рисование и многое другое.


Освоение техники быстрого чтения представляет собой процесс комплексного воздействия на различные стороны деятельности учащихся. Важнейшим итогом обучения литературному чтению должно стать продвижение в литературном развитии всех учеников и каждого в отдельности, овладение ими читательской деятельностью. Главное понять, что чтению надо учиться. Тогда оно – и радость, и труд, и польза.

 Библиографический список:

1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. «Учитесь быстро читать».- М., 1991 г.

2. Баннова А.Ф. «Обучение младших школьников оптимальному чтению». - Армавир, 2000г.

3.  http://www.uchportal.ru/publ/23-1-0-2214

4.  http://schsad115.ru/prioritet-naprav

Коррекционно-профилактическая работа с учащимися младшего школьного возраста с ослабленным здоровьем.

Состояние здоровья детей России вызывает обоснованную тревогу. По данным Минздрава и Госкомэпидемнадзора России, лишь14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, у 30 – 40% - хронические заболевания.

Подобное состояние здоровья -  результат длительного неблагоприятного воздействия  не только социально-экономических, экологических, но и ряда педагогических факторов. В связи с этим, одной из приоритетных задач МОУ «СОШ №28» стало сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них понятия ценности здоровья и здорового образа жизни. Школа по мере сил, используя все имеющиеся возможности, старается помочь учащимся сохранить здоровье. Прежде всего средствами физической культуры.

Основнымизадачамифизического воспитания учащихся с ослабленным здоровьем являются:

1.                     Совершенствование системы коррекционно- профилактической работы с обучающимися с ослабленным здоровьем.

2.                     Формирование осознанной потребности к самостоятельным занятиям физической культурой.

3.                     Повышение иммунологической реактивности и сопротивляемости организма как средства борьбы с различными заболеваниями у ослабленных детей.         

При решении трех указанных задач каждый учащийся получает возможность в дальнейшем самостоятельно корректировать индивидуальные недостатки в физической, психической и социальной сфере деятельности.

Процесс физического воспитания ослабленных детей очень сложен. Лишь при глубоком осмыслении всех составных этого процесса можно эффективно и правильно использовать имеющиеся в школе  возможности для успешной работы с такими учащимися.

Основной формой физического воспитания учащихся специальной медицинской группы являются уроки. Для повышения эффективности занятий исключительно важен правильный подбор учащихся в группах, которые комплектуются по возрасту и  характеру заболевания:

·        сердечно-сосудистой системы;

·        эндокринной системы;

·        пищеварительной, эндокринной систем и нарушения обменных процессов;

·        позвоночника и опорно-двигательного аппарата;

·        органов зрения и слуха;

·        мочевыделительной системы;

·        ЦНС и периферической нервной системы (ДЦП, полиомиелит и др.).

Относительная малочисленность учащихся с однородными заболеваниями не позволяет группировать их по форме заболевания. Практика показывает, что наиболее целесообразно комплектовать эти группы по классам (например, из учащихся 1–4-х, 5–8-х, 9–11-х классов). Следует особо подчеркнуть необходимость строго дифференцированной нагрузки с учетом индивидуального подхода к учащимся. На занятиях учителя придерживаются общепринятой структуры занятий по физическому воспитанию. Но в методике их проведения есть особенность: занятие состоит не из трех, а из четырех частей.

Вводная часть(3–4 мин.): наблюдение за частотой пульса, дыхательные упражнения.

Подготовительная часть(10–15 мин.): общеразвивающие упражнения выполняемые сначала в медленном, а затем в среднем темпе. Каждое упражнение повторяется от 4–5 раз до 6–8 раз. Особое внимание педагог обращает на правильность дыхания. При помощи общеразвивающих упражнений в подготовительной части занятия удается обеспечить поочередное (по принципу «рассеивания» нагрузки) включение в работу всех крупных мышечных групп. При этом нагрузка не должна возрастать резко. Специальные дыхательные упражнения, применяемые после наиболее утомительных физических нагрузок, позволяют уменьшить степень функционального напряжения, испытываемого организмом.

Основная часть(15–18 мин.): обучение и тренировки. В ней изучаются новые физические упражнения, тренируются дыхательные навыки, развиваются двигательные качества. Наибольшая физическая нагрузка должна приходиться на вторую половину основной части урока. Для этого учебный материал педагог распределяет так, чтобы начальный период основной части был заполнен более легкими физическими упражнениями. Как правило, в этой части занятия проводят обучение одному новому упражнению. На каждом уроке необходимо также повторение нескольких упражнений, освоенных раньше. Очень важно избегать утомляемости в ходе повторения однообразных движений. Для этого, как и в подготовительной части занятия, необходимо «рассеивать» нагрузку на разные мышечные группы.

Заключительная частьзанятия (5 мин.) включает в себя упражнения дыхательные и на расслабление. Главная задача этой части урока – восстановление функционального состояния организма учащихся после физических нагрузок. Здесь целесообразны упражнения на те мышечные группы, которые не были задействованы на уроке. Интенсивность этих упражнений, обеспечивающих активный отдых утомленных мышечных групп, должна быть ниже, чем в основной части занятия.

В процессе проведения коррекционно-профилактической работы с ослабленными школьниками учителя используют следующие средства.

Дыхательные упражнения,   позволяющие устранить неправильные привычки в дыхании; научить экономичному дыханию, способствующему наиболее полной вентиляции легких; очистить дыхательные проходы; быстро "насытить" организм кислородом.

Психорегулятивные упражнения.Ослабленные школьники, овладев приемами психорегуляции, смогут использовать их в своей повседневной жизни в разных ситуациях: перед выполнением контрольной работы, при подготовке к спортивному состязанию, при появлении отрицательных эмоций (страха, волнения, обиды и т.п.).

Специальные упражнения для коррекции индивидуально отстающей системы.На занятиях используются общеразвивающие упражнения: ходьба, продолжительный бег с индивидуально доступной скоростью, упражнения с предметами, индивидуальные комплексы для профилактики и коррекции заболеваний.

Массаж биологически активных точек,используемый для профилактики простудных заболеваний, повышения умственной и физической работоспособности, коррекции ряда физиологических функций организма.

Двигательная активность на открытом воздухе.Как показывает практика, регулярное выполнение упражнений на открытом воздухе надежно защищает от возникновения различных простудных заболеваний. Помимо физических упражнений на открытом воздухе педагог рекомендует школьникам проводить в домашней обстановке регулярные закаливающие мероприятия (обтирания, обливания, контрастный душ, купание в открытых водоемах, воздушные ванны).

Логическим продолжением учебной работы на уроке являютсядомашние задания, которые помогут повысить объем двигательной активности учащихся, улучшить их физическую подготовленность, укрепить здоровье, внедрить физкультуру в быт. Педагоги предварительно показывают задаваемые на дом упражнения, уточняет нагрузку. Общее время выполнения домашнего задания не должно превышать 15–20 мин.

Особого внимания требует методика проведения игр. Включенные в программный материал подвижные игры и элементы спортивных игр требуют строгой дозировки. Повышенное эмоциональное состояние при проведении подвижных и особенно спортивных игр может вызвать незаметное утомление учащихся, поэтому педагоги пристально следят за первыми его признаками, своевременно заканчивает игру, предупреждая возникновение переутомления. В свой работе кроме игр программного материала педагоги используюткоррекционно- профилактические игры,направленные на предупреждение дальнейшего прогрессирования отклонений в физическом развитии и на их устранение.

Таким образом, комплексная и целенаправленная коррекционно- профилактическая работа, проводимая педагогами с такими детьми, способствует полноценному физическому развитию, закаливанию и повышению устойчивости организма человека к влиянию различных отрицательных факторов, предупреждает рецидивы заболеваний, положительно воздействует на нервную систему, способствует снижению заболеваемости и повышению работоспособности.

Домашние задания по физической культуре - неотъемлемая часть режима дня школьника.

Как известно, урок не может восполнить тот необходимый минимум двигательной активности, который нужен нашим детям, чтобы поддерживать свой организм на достаточно высоком функциональном уровне. Многие ученые и педагоги ищут пути увеличения двигательной активности, способствующие увеличению функциональных возможностей организма школьников, развитию у них основных физических качеств. Известно, что уроки физической культуры в школе компенсируют лишь 11% необходимого суточного объема движений. В результате среднесуточный объем двигательной активности  у большей части школьников составляет чуть больше половины гигиенической нормы. Как отмечают ученые НИИ возрастной физиологии РАО, дети, поступившие в первый класс, сразу вдвое уменьшают свою двигательную активность.

Для повышения двигательной активности детей в нынешних условиях школы следует применять самостоятельные занятия физическими упражнениями в младших классах, т. к. младший школьный возраст является одним из наиболее благоприятных для развития двигательных качеств, формирования умений и навыков здорового образа жизни. Особенно важным является изменение учебно-воспитательного процесса с таким расчётом, что бы любой учебный предмет был уроком, способствующим не только интеллектуальному развитию ребёнка, но и сохранял физическое и соматическое здоровье. Чтобы школьные занятия не снижали, а повышали адаптивные способности детей, увеличивали резервы их здоровья. Для решения этой задачи урок физической культуры должен иметь ярко выраженную инструктивную направленность на организацию самостоятельной учебной деятельности учащихся.

Таким образом, преподаватель, реализуя инструктивную направленность уроков физической культуры, формирует навыки самостоятельной деятельности учащихся.  Учитель определяет цель, задачи, содержание, принципы, методы, формы и средства, в результате этого у школьников формируются умения, навыки самостоятельного выполнения физических упражнений через приобретённую сумму знаний.

В процессе организации самостоятельных занятий соблюдаются следующие условия:

1. Упражнения должны быть несложными по координации и не требующие страховки.

2. Необходимо стремиться к осознанному выполнению упражнений детьми, доходчиво объясняя цель каждого.

3. Задания по физкультуре дети получают после ознакомления с учебным материалом на уроке.

4. Каждое задания должно подробно объясняться с тем, чтобы учащиеся ясно представляли содержание и технику выполнения упражнения.

5. Для самостоятельного выполнения подбирают упражнения, количественные результаты которых, при систематическом выполнении, увеличиваются через определённое время.

6. По времени выполнения задания делятся на кратковременные и долговременные. Задаются индивидуально и по группам.

7. Контроль за их выполнением осуществляется на уроках преподавателем физической культуры, в домашних условиях взрослыми.

8. Проверка проводится текущим, фронтальным способом. Проверяется правильность выполнения упражнений, оценивается прирост количественных показателей. Поэтому важно на начальном этапе точно определить максимальные возможности учащихся в выполнении упражнения, предлагаемого для самостоятельного выполнения, чтобы быть уверенным, что увеличение результата есть результат самостоятельной деятельности. При старательном, систематическом выполнении заданий практически каждый учащийся может улучшить свой результат независимо от уровня двигательной подготовки. С учётом уровня физической подготовленности, задания со временем усложняются.

9. Для формирования позитивного отношения учащихся к самостоятельному выполнению физических упражнений необходима постоянная, положительная мотивация к физической культуре, т. к. отношение учащихся к урокам физкультуры, интерес к самостоятельному выполнению упражнений является одним из важных условий эффективности самостоятельной учебной деятельности

10. Параллельно с формированием мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, воспитывается интерес к физической культуре.

11. Большое значение в формировании интереса к занятиям физкультуры играет занимаемая позиция семьи учащегося в этом вопросе. Интерес возникает и становится стойким, при условии, когда родители привлекают детей к занятиям физической культуры с младшего школьного возраста

12. Каждый ребёнок нуждается в одобрении своей деятельности, в поощрении за достижения, ставшие результатом его собственного труда.

В процессе выполнения домашних заданий учащиеся приобщаются к систематическим занятиям физическими упражнениями, физическая культура постепенно входит у школьников в привычку. Кроме того, стараясь хорошо выполнить домашние задания, они приучают себя активно и добросовестно работать, совершенствовать двигательные навыки и умения, развивать необходимые физические качества. Все это постепенно приводит к формированию личности ученика в процессе обучения.

Основная задача домашних заданий по физической культуре – создать условия для подготовки учащихся к выполнению требований государственной программы по физической культуре, развить двигательные качества и приобщить учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями. Кроме этого, используя домашние задания, можно решать и такие задачи, как улучшение и коррекция осанки учащихся, формирование навыков личной гигиены и т.п. Следовательно, содержание домашних занятий зависит от того, какие задачи ставит учитель физической культуры перед учащимися.

Для решения этих задач введены следующие тесты- упражнения:

- прыжок в длину с места;

- наклоны вперед из положения стоя;

- челночный бег 3x10;

- приседания на одной ноге;

- поднимание туловища за 1 минуту;

- сгибание и разгибание рук в упоре;

- наклоны вперед из положения «сидя»;

- различные комплексы упражнений;

- бег 30 м, 60 м;

- кроссовый бег и т. д.

После летних каникул уже на 2-3 уроках учащиеся проходят контрольное тестирование, определяя исходный уровень подготовки каждого ученика. Ставим задачу повысить показатели двигательной подготовленности, не допустить снижения их уровня. Затем домашние задания проверяем в середине каждого календарного месяца.
        При проверке выявляются не только результаты самостоятельной работы ученика при выполнении домашних заданий, но и плоды его труда на уроках. При подведении результатов самое главное, чтобы был заметен положительный сдвиг в развитии двигательных качеств.
Результаты проверок домашних заданий показывают, что к концу учебного года уровень двигательной подготовленности учащихся значительно увеличивается.
           Использование домашних заданий способствует тому, что многие наши ученики успешно справляются с учебными нормативами.

Результаты проверок домашних заданий показывают, что в конце учебного года уровень двигательной подготовленности учащихся значительно увеличивается. Это способствует выполнению учебных контрольных нормативов, мониторинга, успешной сдаче выпускных экзаменов по предмету «Физическая культура» в 9 и 11 классах и участия в районных соревнованиях по различным видам спорта.

Таким образом, внедрение в практику обучения домашних заданий по физической культуре, контроля за их выполнением со стороны учителей физической культуры и родителей показывают высокую эффективность данной формы занятий физической культурой,  домашние задания не только способствуют популяризации физических упражнений среди школьников, но и являются фактором, уменьшающим умственную перегрузку детей и стимулирующим правильную организацию их свободного времени.